Экард Линд - Форум стаффи в Сибири
Экард Линд
| |
Стаффи | Дата: Четверг, 31.03.2011, 17:47 | Сообщение # 1 |
Группа: Проверенные
Сообщений: 429
Статус: Offline
| Цель: Собака, свободно сидящая возле своего дрессировщика, - должна после первой же команды "апорт" в быстром темпе побежать за отброшенным на расстояние примерно 10 шагов апортировочным предметом, быстро взять его и в таком же быстром темпе принести дрессировщику. Она должна близко сесть перед дрессировщиком и держать предмет в пасти до тех пор, пока после установленной выдержки дрессировщик по команде "дай" не возьмет его. По команде "сидеть" собака быстро садится возле своего дрессировщика. Дрессировщик остается на своем месте, пока собака не возьмет предмет и пока не сядет рядом с ним. Проблема: собака охотнее бежит за предметом, чем возвращается с ним. Почему она должна охотно возвращаться, где по прибытии, чаще всего, ей будут указывать на ошибки, если вообще не накажут? Многие пытаются, поэтому, сделать возвращение собаки приятным, играя с ней. И, действительно, играя, собака быстрее бежит назад. Но все-таки во многих случаях не достаточно быстро и уверенно. Часто даже собаки, воспитанные на игре,возвращаясь,переходят на рысь или за несколько метров от дрессировщика заметно замедляют бег. Этот феномен многие инструкторы и спортсмены рассматривают как доказательство их утверждения, что "В игре нельзя обучить хорошей апортировке". Да, нельзя научить, при условии описанных обстоятельств. Но виновата здесь не игра, а противоречивые методические подходы. Пока у собаки,играющей на "разряженном поле", присутствует страх перед болью и психическим давлением, она не сможет свободно проявить себя в игре. Многие собаки бегают медленно, чувствуют себя неуверенно и выглядят скованно. Выжидательная позиция часто выражена страхом и нежеланием работать вместо радостной готовности. Многие собаки прижимают уши, держатся на расстоянии, напрягаются и, хотя в их глазах отражается "внимательность", но какая же это внимательность? Чего ждут эти собаки? Нередко апортировочный предмет они бросают прямо к ногам дрессировщика. Это, конечно же, производит удручающее впечатление.
|
|
| |
Стаффи | Дата: Четверг, 31.03.2011, 17:54 | Сообщение # 2 |
Группа: Проверенные
Сообщений: 429
Статус: Offline
| Как мы уже выяснили, суть упражнения по апортировке заключается в беге туда и обратно с одинаковой скоростью в обоих направлениях. Бег за предметом как стилизованная ловля добычи, как правило, не представляет трудности. Одомашненная собака воспринимает "экспонат" как суррогат добычи, как игровую добычу. Для обратного движения однако гораздо труднее найти адекватную стилизацию и привить её собаке. Если её предоставить самой себе, то взяв стилизованную добычу, она может реагировать на неё совершенно по разному. Или она отнесёт добычу в безопасное место и там начнет её разрывать (процесс очень близкий к природному), или будет бегать вокруг хозяина или хозяйки с чувством ликования (типичное игровое поведение), или от неуверенности будет прыгать с места на место. Есть способы поведения, обусловленные рефлексами и обусловленные аппетенцией (аппетенция: животное ищет такие возбудители, которые вызывают цепочку инстинктивных действий). Преследование и захват добычи, например, вызваны рефлексами, что легко просматривается в поведении собаки,чья игрушка добыча выпала из пасти,или когда хозяин случайно уронит мяч. За выпавшим мячом собака "обязана",так сказать, гнаться. Стимулом возбуждения инстинкта является мяч с петлей для метания : он прыгает непредсказуемо, быстро, угловатыми движениям как и жертва в дикой природе. Иными словами: мяч с петлей для метания напоминает вполне определенные элементы движения жертвы, а именно "мелькание пяток" преследуемой жертвы. Это опять же стилизованный прием, который мы используем в современной педагогике для животных. Подводя итог сказанному, в отношении звукового сигнала, можно сказать следующее: - хотя, согласно правил, упражнение начинается с команды "апорт", но с методической точки зрения в нем мало смысла так как единый в этом испытании,и потому чрезвычайно ценный, сигнал - в роли возбудителя - растрачивается на приём, который, как мы выяснили выше, выполняется за счет обусловленного рефлекса. А для возвращения собаки,что как раз более проблематично, уже нет стимулирующего сигнала. Приведенный здесь метод апортировки базируется на следующих подходах: - он строится на инструментальном способе приведении в форму (кондицию): обучение маленьким автономным шагами. Причем прежде всего вторая часть упражнения в отличие от первой, более содержательна, т.к. насыщена целенаправленной и своей собственной мотивацией. Главное различие состоит в том, что апортировочный предмет в начальной фазе обучения никогда не бросается. Собака должна связывать бег к добыче с бегом не от дрессировщика, а наоборот к нему. Она должна научиться следующему: "добыча у хозяина ... я должна бежать быстро, иначе она убежит ..., когда я буду там, мы посоперничаем за добычу ... если я правильно схвачу и сильно потяну, я выиграю игру...", (наглядный пример антропоморфного {очеловеченного}описания). И звуковой сигнал "Принеси" собака также связывает с самого начала с бегом к хозяину, а не от него. Упражнение выполняется, в зависимости от способности собаки, с высоким или высочайшим порывом и только до тех пор, пока не снизится уровень энтузиазма (специфическая для возбуждения утомляемость). Два или три повторения в дни тренировок вполне достаточно. Первая часть упражнения по апортировке, т.е. отсылка от дрессировщика, разучивается значительно позже. А именно тогда, когда полностью усвоена цепочка действий, т.е. собака уверенно и правильно реагирует на звуковой сигнал "Принеси", действующий как раздражитель. В этом пункте следует быть особенно последовательным. Все упражнение может оказаться неудачным, если хоть "пару раз" пошлем собаку за "просто так" брошенным предметом (из любопытства, нетерпения или неуверенности).
|
|
| |
Стаффи | Дата: Четверг, 31.03.2011, 17:57 | Сообщение # 3 |
Группа: Проверенные
Сообщений: 429
Статус: Offline
| Из-за различных исходных данных собаки (наследственная предрасполеженность, возраст, зрелость, уровень натренированности и т.д.) невозможно назвать определенные временные рамки для работы по отдельным фазам. Как правило, обучение и закрепление всех действий собаки длится значительно дольше, чем полагают дрессировщики. "Formatio reticularis" (неизгладимое воспоминание) развивается у человека после примерно семи, а у собаки после двадцати пяти, тридцати повторений. Для закрепления необходимо рассчитывать на 6070 повторений. При ежедневной краткой тренировке это займет около двух месяцев! Но это только средние показатели! Если процесс переживается эмоционально очень интенсивно, то одноединое переживание может запомниться надолго и глубоко. В таком случае для закрепления не требуется повторения. Это относится и к человеку и животному, в большей мере к молодым людям и к молодым животным. Поэтому понятно, почему опытные дрессировщики требуют проводить обучение "с высоким воодушевлением". Эмоционально окрашенная тренировка запоминается быстрее и надолго. С другой стороны, существуют уважительные причины при определенных заданиях или учебных ситуациях направить обучение в другое русло, а именно на подавление мотивации. Кроме того, собака учится - особенно в эмоционально положительном настроении - воспринимать "процесс как единое целое". К сожалению, часто случается, даже среди лучших из нас ,что собака выделяет иные моменты, чем те, которые мы намеревались ей привить. В результате неправильно расставленных приоритетов, в мозгу у собаки возникают неправильные связи. Если сразу же распознать эти отклонения и приступить, не повторяя ошибок,к корректировке,то как правило,через некоторое время эти неправильные связи можно исправить. Не следует волноваться,если одно упражнение длится два или три месяца. Если собака после этого до конца своей жизни двигается при апортировке быстро и радостно, то время не было потрачено напрасно . Я знал многих дрессировщиков, которые за несколько недель хорошо обучали тому или иному упражнению, но до сих пор исправляют привитые тогда ошибки.
|
|
| |
Стаффи | Дата: Четверг, 31.03.2011, 18:02 | Сообщение # 4 |
Группа: Проверенные
Сообщений: 429
Статус: Offline
| Безстрессовое отнятие добычи этой части упражнений делают больше всего ошибок. Ни в коем случае нельзя сразу же после "борьбы за добычу" забирать её у собаки! И уж не в такой форме, которая не оставляет сомнения, что собака проиграла. Тогда у собаки откладывается следующее: "Хозяин ведь сильнее", "Мне достанется добыча только из милости",или "Даже если я овладею добычей, хозяин всё равно заберет её у меня." Если собака убегает от дрессировщика с добычей ( что, к сожалению, часто можно наблюдать), то закрепляется действие, которое впоследствии очень затруднит приучение к апортировке в правильном русле. Собака самоутвердится и все чаще будет искать такую фазу игры, где она превосходит руководителя игры. Она будет стремиться убежать с добычей, а это совсем не соответствует целям игры на послушание. Здесь на первом плане стоит командная (совместная) работа, и собака в любой ситуации должна радостно и быстро возвращаться к хозяину. После того, как собака подошла с добычей, хозяин пробегает вместе с ней на поводке несколько кругов и хвалит её. Если не хватает ловкости бегать при коротком поводке, можно воспользоваться восьмиметровым разматывающимся поводком. Важно, чтобы собака имела достаточный опыт: "Я победила и добыча теперь моя. Хозяин явно проиграл" (чувство победителя). Во время этой пробежки нужно пристально следить за собакой, чтобы заметить, когда это "чувство победителя" у неё спадёт. Нужно дождаться этого момента и только тогда придумать, как забрать апортировочный предмет. Со многими собаками это легче всего сделать, воспользуясь "конкурентным мотивационным экспонатом" (заменить добычу). Если собака проявляет через некоторое время (у некоторых собак это может продолжаться долго, особенно -вначале игр) спад чувства победителя, то это благоприятный момент для того, чтобы забрать у неё добычу. О том,как забирать предмет,существуют разные мнения. Одни, исходя из отрицательного опыта,избегают команды "Дай" и заменяют её командой "Место" или командой "Сидеть", другие же верят, что сразу нужно начинать с ранее изученного "Aus". Что мне претит, так это уверенность, с которой каждый защищает свою точку зрения. К цели ведут многие пути, им можно придавать большее или меньшее значение. Было бы лучше, вместо того, чтобы осуждать и отрицать методы коллег или соседних клубов (тем самым ограничивая свои собственные способы обучения), сделать своим достоянием преимущества разных вариантов обучения. В нашем примере это могло бы выглядеть так: если предоставляется возможность вырвать предмет из пасти собаки, когда она на минуту отвлеклась или некрепко держит добычу, то делаем это сразу. Но если она крепко держит добычу и не отвлекается, то лучше применить один из "Aus-методов" отнимания, описанных ниже.
|
|
| |
Стаффи | Дата: Четверг, 31.03.2011, 18:04 | Сообщение # 5 |
Группа: Проверенные
Сообщений: 429
Статус: Offline
| Правильно отнять предмет - это дальнейший уязвимый этап! Ни в какой другой части навыков апортировки не допускают столько ошибок. Если собаку здесь загнать в фрустрацию (чувство разочарования), то вся предыдущая игра обесценится, какой-бы она ни была хорошей. В испытаниях на послушание и ещё больше в защитной службе последствия фрустрации скажутся, особенно, если собака пережила её в самом начале обучения, а потом ещё и закрепила в повторении! Еще раз подчёркиваю: отдача "добычи" должна быть так обставлена, чтобы у собаки оставался положительный опыт. Для этого подходят многие методы: 1. Легендарные команды "Aus" и "Вперед" доктора Райзера. Наступающий после "Aus" новый импульс сильнее, чем фрустрация. При этом методе импульсные раздражители должны следовать сразу же после "Aus" (лучше всего в течение одной секунды) и быть достаточно сильными. 2. "Aus" путем отвлекания" по Мотцу. Собаку отвлекают другим предметом, и она сама отпускает первый, или отдает по команде,чтобы получить новый предмет. 3. "Aus" в свободном состоянии" - метод Яки Хорста. Собака успокаивается после предыдущего (индивидуально обусловленного) порыва, и в момент свободного состояния, при поощрении и поглаживании, сама или по команде отдаст предмет. Следуя Яки Хорсту, дрессировщик не должен сразу же или быстрым движением брать предмет. Приучение собаки отдавать предмет в состоянии покоя выгодно не только для испытаний по апортировке, но и является важным условием безстрессового отпускания в защитной службе. 4. "Aus" с применением хитрости". Дрессировщик выбирает момент невнимательности или расслабленности собаки, чтобы вырвать предмет из пасти. Это усиливает бдительность и мотивацию собаки. Слабой стороной этого метода является то, что у собак с хорошей реакцией (инстинктом) едва ли удастся быстро и без усилий отнять предмет. Поэтому четвертый метод применим тольков единичных, редких случаях.
|
|
| |
Стаффи | Дата: Четверг, 31.03.2011, 18:07 | Сообщение # 6 |
Группа: Проверенные
Сообщений: 429
Статус: Offline
| "Отнимание и возбуждение", связанное с обсуждаемой нами темой апортировки: предваряем "Aus" короткой фазой спокойным голосом. Мотивационный объект неподвижен, дрессировщик стоит спокойно, но напряженно сосредоточен. Этим он дает понять: "Внимание! Сейчас что-то произойдет!" Возможно в первый раз собака этого сигнала не заметит, но при повторении среагирует. Затем следует короткая, сухая команда "Aus" (не кричать!), в заключение забираем предмет из пасти. Сразу же после этого дрессировщик выполняет разные действия, чтобы заинтересовать собаку предметом (апортировочный предмет двигают туда и назад перед собакой и вокруг её лап). Собаку нужно как можно сильнее "завести" (возбудить). Такое активное состояние помогает с одной стороны - снизить предыдущее чувство фрустрации (разочарование) и с другой стороны - закрепить в сознании собаки: "После команды "Aus" начнется особенно интенсивная охота за добычу и борьба за неё, и если я буду стараться, то смогу отвоевать добычу". Если часто практиковать этот способ, то в дальнейшем собака охотно и без команды всегда (!) будет быстро возвращаться с предметом, а со временем даже добровольно класть мяч или другой экспонат в раскрытую ладонь. "Отнимание" превратится в "отдавание". По сути игру нужно построить так, чтобы заинтересовать собаку делать то, что хотим мы. Но для этого нужно знать "желания" собаки и отталкиваться от них.
|
|
| |
Стаффи | Дата: Четверг, 31.03.2011, 18:10 | Сообщение # 7 |
Группа: Проверенные
Сообщений: 429
Статус: Offline
| Тест: подноска предмета и замедленный темп движения. Приёмы для предварительной заинтересованности собаки нужно продолжать практиковать с вариациями. Как и на втором этапе дается команда "апорт". Если собака показывает в общем быстрое возвращение, хорошо захватывает МО и ждёт борьбы за добычу, то можно переходить к тому, чтобы не каждый раз класть МО перед собой, а для разнообразия бросать его назад. Это уже знакомо собаке. Этим упражнением мы преследуем две цели: во-первых, собаку тестируют, принесёт ли она МО, если он лежит не у ног дрессировщика, во-вторых, её приучают также, приближаясь, двигаться быстрее и прямым путем. И в конце концов,если собака несёт МО, её хвалят и поощряют. Совместный бег не должен ограни-чиваться монотонными кругами. По возможности, можно делать для разно-образия остановки, повороты и прочее. И, главное, "замедлять ход", приблизиться к собаке,наладить контакт взглядами и всё время внушать ей, что МО у неё не отнимут. Если, двигаясь медленно, она также крепко и спокойно держит предмет, то можно переходить к следующему. Важно!: Возьмет ли и принесет ли собака апортировочный предмет, если мы поместим его в нескольких шагах от нас - тестируем только изредка.
|
|
| |
Стаффи | Дата: Четверг, 31.03.2011, 18:16 | Сообщение # 8 |
Группа: Проверенные
Сообщений: 429
Статус: Offline
| Вариации и закрепление. Почти все этапы и элементы апортировки дают большие возможности для варьирования упражнений. Со многими собаками можно практиковать уже на третьем этапе размещение предмета в разных местах. Если долгое время мы клали его непосредственно перед дрессировщиком, то теперь нужно уверенно менять место размещения мотивационного объекта: в двух метрах перед дрессировщиком или в трёх метрах позади него (собаку пропустить между ног), затем посредине между собакой и дрессировщиком или за метр от собаки. Удивительно, как быстро, живо и радостно собака приносит МО дрессировщику с любого места. На многочисленных семинарах и турнирах даже мои противники с уважением признавали уверенность, с которой моя собака работала на апортировке. Частая бросал апортировочный предмет куда-нибудь наугад, например на 15 метров позади собаки. Попробуйте этосделать и проверьте, будет ли собака лежать, если вы бросите предмет вне поля её зрения,и принесёт ли она его также уверенно. Поздравляю, если ваша собака будет выжидать лёжа, и только по звуковому сигналу вскакивая в направлении предмета,мчится к нему,быстро и крепко захватывает предмет и галопом кратчайшим путём возвращается назад. Моя собака Квирин демонстрировала своё умение не только на турнирах,нои многократно перед сотнями людей с одинаковой уверенностью и радостью. В течение многих лет она делала это абсолютно надежно. Лишь один раз возникли проблемы: на одном из чемпионатов мира в Юденбурге предмет упал в снег. Квирин пришлось долго его искать,собака в неуверенности вернулась назад. В другой раз я бросил предмет близко к наклонному барьеру, так,чтоон лежал прямо на доске,и собака прошла мимо. Эта единственная неудача была тут же растиражирована одним из спортивных коллег в Интернете. Да здравствует спортивный дух и порядочность! Для закрепления упражнения вместо принуждения мы используем разнообразные приемы,подробно описанные в моей только что вышедшей книге "Человек-Собака -Гармония" : повышенная мотивация (сверхмотивация как целевая нагрузка), исполнение упражнения без всякой симуляции, прекращение апортировки на длительное время,а потом проверка без подготовки (тестирование фактора времени), добавим сюда отвлечение, а также контфронтацию в экстремальных ситуациях. Перед броском мы как бы оживляем предмет, замахиваемся им,делаем обманный бросок (в этих добавлениях нет ничего нового) и вдруг даём старт предметом (это, конечно, новое требование, вытекающее из работы в команде тренер-собака. Попробуйте и Вы!). Собака должна научиться даже в таких ситуациях сидеть и ждать. Если она стремится встать, используем приём снятия возбуждения. Отвлечь собаку во время апорти-ровки можно,приведя на площадку других собак (взятых напрокат) по возможности поближе к месту тренировки, или в присутствии многих людей на площадке, или при одновременной тренировке многих собак в других упражнениях. Само собой разумеется,чтотакие отвлекающие приёмы под силу только очень опытным дрессировщикам и собакам, и проводить их следует, соблюдая осторожность. Ещё одно нелегкое для исполнения задание можно применить, положив предмет на стол, или закопать его, или положить предмет посреди Ажилити-туннеля. Собака любит такие упражнения. Они служат не только для закрепления навыков, но и помогают сохранить интерес и одновременно противодействуют снижению мотивации. Кроме того, они гораздо естественней и эффективней, чем то, что ещё сегодня в собачьем спорте считается незаменимым для закрепления упражнения. Если в этом месте тот или иной читатель засомневается в своих принципах воспитания/го я советую ему взять на вооружение учение этологов и биологов,чтобы иметь своё компетентное мнение в споре. Не всё, что делает большинство, можно оправдать. В истории есть достаточно примеров того, что заблуждались целые народы.
|
|
| |
Стаффи | Дата: Среда, 20.04.2011, 13:04 | Сообщение # 9 |
Группа: Проверенные
Сообщений: 429
Статус: Offline
| Фото на набережной Речного апрель 2011, купили мячик Раньше у меня был и конго-треугольник на веревке и крупный с пупырышками мяч на веревке, но видимо большой у них размер для моего 13 -кг стаффбуля....не получалось хорошо мотивировать собаку такими предметами. Купила небольшого размера мячики на метровой веревке, фирма Трикси по 116 рублей мячик. Вроде бы не мягкие- не сжать рукой - не мнутся, из плотной цельной резины, но зубища моей 13 -кг стаффбульки соответствуют её возрасту 1,5 лет .. то есть не щенок ))))))))) и щенячий мячик за одну игру разжеван и насквозь прокусан. Но такой маленький мячик на длинной веревке оказался очень даже мотивационным, и собака не убегает его грызть, а приносит играть в перетягивания и просто приносит и ловит и отпускает азартно...короче заниматься прям супер .
|
|
| |
Стаффи | Дата: Понедельник, 23.05.2011, 17:37 | Сообщение # 10 |
Группа: Проверенные
Сообщений: 429
Статус: Offline
| Мячики большие и разные, но добывать их нравится:
|
|
| |
Diva | Дата: Четверг, 08.12.2011, 03:57 | Сообщение # 11 |
Группа: Администраторы
Сообщений: 586
Статус: Offline
|
|
|
| |
|